Виды повреждений шин

   Любой водитель рано или поздно сталкивается с повреждениями шин. В большинстве случаев ремонт лучше доверить специалистам. Но небольшие проколы можно ликвидировать самостоятельно, даже в дороге. Чтобы не тратить деньги и время впустую, нужно знать, как и что можно чинить.

Способ ремонта зависит от типа шины и того, какая её часть повреждена.

Конструктивные элементы шин

 

1 — каркас, 2 — бортовое кольцо, 3 — борт, 4 — боковина, 5 — протектор, 6 — брекер, 7 — наполнительный шнур.

Каркас — главный силовой элемент, от него зависит прочность шины. Состоит из нескольких слоёв корда — текстильных нитей, закрёпленных на бортовых кольцах.
Бортовые кольца — несколько слоёв металлических тросиков или проволоки, придающих борту шины форму и жёсткость.
Борт — посадочная часть из жёсткой резины, фиксирующая шину на ободе колеса. Корд каркаса завёрнут вокруг металлического бортового кольца и твёрдого наполнительного резинового шнура.
Боковина — эластичный слой резины (толщиной 1,5-3 мм), защищающий боковые стенки каркаса от механических повреждений и проникновения влаги.
Протектор — наружная часть шины с рельефным рисунком. Состоит из плечевой зоны и беговой дорожки, контактирующей с дорогой. Представляет собой толстый слой износостойкой резины. Обеспечивает сцепление шин с дорожным покрытием и защищает силовой каркас от повреждений.
Брекер — слои текстильного или металлического корда в виде кольца, расположенного между протектором и каркасом.

Отличительные особенности типов шин

Камерная шина:

1 — покрышка; 2 — камера; 3 — обод; 4 — вентиль.

 

 

Бескамерная шина:

1 — шина; 2 — герметизирующий слой; 3 — обод; 4 — вентиль.

 

Диагональная шина:

1 — протектор; 2 — слои каркаса; 3 — слои брекера.

 

 

Радиальная шина:

1 — протектор; 2 — каркас; 3 — экранирующий слой брекера из текстильного корда; 4 — силовые слои металлокордного брекера.

Камерная шина — комплект из покрышки и камеры. Покрышка воспринимает нагрузки, а камера делает шину герметичной. Воздух в камеру накачивают через встроенный в неё вентиль.
Бескамерная шина работает одновременно и камерой, и покрышкой — на её внутренней поверхности есть дополнительный герметизирующий слой резины, а борта плотно посажены на обод колеса. На нём же установлен вентиль.
Диагональная шина. Нити корда в соседних слоях её каркаса расположены под углом друг к другу (пересекаются). Число слоёв — чётное, обычно два или четыре. Брекер — второстепенный силовой элемент.
Радиальная шина. Все нити корда у неё в каркасе параллельны друг другу от одного борта к другому. Количество слоёв, как правило, 1-2.
Брекер, как и каркас, — силовой элемент, формирующий профиль шины. Часто состоит из двух частей:

  • силовой — два слоя металлокорда. Его нити лежат почти вдоль беговой дорожки (под углом 20°);
  • экранирующей — один или несколько слоёв текстильного корда.

   У радиальных шин меньше сопротивление качению и выше износостойкость. Диагональные — дешевле радиальных, их каркас дольше работает на плохих дорогах, поэтому их применяют в основном в камерном исполнении для внедорожников.

Основные виды повреждений шин

Порез (пробой) — крупное повреждение с потерей герметичности и обрывом нитей корда — результат наезда на острый и крупный металлический предмет, а также на битое стекло, бордюр тротуара и т.д.

 

От размеров и расположения прокола или пореза зависят возможность и способ ремонта шины.
Вздутие на поверхности шины (так называемая "грыжа") возникает по двум основным причинам:

 

  • из-за отслоения наружного слоя резины от неповрежденного корда. У бескамерной шины образовавшуюся полость заполняет воздух через дефекты герметизирующего слоя. Способов восстановления первоначальных свойств шины нет;
  • из-за разрыва нитей в каркасе. Очень сложно определить точное место их повреждения и, соответственно, ремонта. Кроме того, если колесо некоторое время эксплуатировать с таким дефектом, может нарушиться связь отдельных нитей каркаса между собой и с резиной шины. Поэтому ремонт не гарантирует полного возврата шине всех её изначальных качеств.

Прокол — мелкое повреждение с потерей герметичности шины. Если:

Внешний вид пореза (пробоя)

 

"Грыжа" из-за разрыва корда

 

"Грыжа" из-за расслоения корда и резины: А — воздух из шины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-после извлечения инородного предмета (небольшого гвоздя или куска проволоки) края отверстия сходятся и прокол практически незаметен, небольшое повреждение корда возможно;

-отверстие видно после удаления причины прокола (куска арматуры или болта), корд в каркасе или брекере наверняка порван.

   Нарушение геометрии шины может быть без потери герметичности и происходит из-за повреждения корда или бортового кольца, как правило, вследствие заводского дефекта, неправильных шиномонтажных работ или нарушения правил эксплуатации, например перегрузки шины, слишком высокого давления в ней, наезда на бордюрный камень, движения на высокой скорости по плохой дороге и т.д. Восстановление первоначальных свойств "кривой" шины практически невозможно.

Внешние признаки нарушения геометрии:

  • изменение формы беговой дорожки ("восьмёрка");
  • выход нитей корда наружу или внутрь шины;
  • деформация в области бортового кольца

Выход нитей металлокорда.

Деформация борта: а — внешний вид; б — рентгенограмма бортового кольца.